28.04.2023
Ввод в эксплуатацию технологических трубопроводов (паспортизация, сертификация, декларирование, ЭПБ)
Ввод в эксплуатацию технологических трубопроводов (паспортизация, сертификация, декларирование, ЭПБ)
Вопрос от 3 февраля 2023 года:
В связи с реализацией механизма «регуляторная гильотина» в проектах, разработанных задолго до утверждения действующих в настоящее время федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (далее – ФНП) на технологические устройства и сооружения (далее – оборудование), встречаются случаи неполного соответствия эксплуатируемого оборудования современным требованиям промышленной безопасности.
Учитывая то, что ФНП могут разрабатываться и утверждаться за период эксплуатации оборудования не один раз, прошу разъяснить: необходимо ли каждый раз оборудование приводить в соответствие требованиям новых ФНП или требования данных ФНП распространяются на вновь вводимое в эксплуатацию оборудование?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Таким образом, в Российской Федерации законодательно закреплены как требования к безопасности продукции через процедуры технического регулирования в рамках установления требований безопасности, содержащихся в соответствующих разделах технических регламентов, так и через процедуры экспертизы промышленной безопасности, которая проводится в отношении продукции, на которую не распространяются требования законодательства о техническом регулировании.
Обращаем также Ваше внимание, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности изданы в соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденным Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36, а также поручениями Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № ММ-П36-12805рг и от 2 ноября 2020 г. № ЮБ-П9-14054.
Мотивом издания федеральных норм и правил в области промышленной безопасности является актуализация и исключение избыточных и (или) дублирующих требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности не ввели новых требований промышленной безопасности.
Вопрос от 14.12.2021:
Какой документ имеет больший приоритет при оценке качества стыковых соединений: ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные» или СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы», утвержденные постановлением Госстроя от 7 мая 1984 г. № 72, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах», введенный в действие приказом Росстандарта от 8 апреля 2014 г. № 331-ст, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем согласно требованиям пункта 21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 519, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2020 г. № 61964, конструктивные элементы сварных соединений, режимы сварки, последовательность операций, технические и технологические особенности процесса сварки, методы и объемы контроля, обеспечивающие качество сварных соединений, должны быть указаны в технологических картах сварки, являющихся составной частью производственно-технологической документации, содержащей графические изображения элементов сварных соединений с указанием размеров и допусков, характеристик применяемых материалов и оборудования, последовательности выполнения операций и режимов выполнения сборки и сварки, объемы и методы контроля качества сварных соединений, нормы оценки качества.
Одновременно сообщаем, что при оценке качества сварных соединений технологических трубопроводов приоритетными являются требования документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Вопрос от 01.12.2021:
Прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам:
- Требуется ли экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) на технологические трубопроводы и трубопроводы пара и горячей воды, на которые не распространяются требования ТР ТС 032/2013?
- Требуется ли оформление паспорта на трубопроводы СНИП, на которые не распространяются требования ФНП?
- Какую форму паспорта необходимо использовать (если требуется) на трубопроводы СНИП, на которые не распространяются требования ФНП?
Ответы:
Принимаем по умолчанию, что вопрос касается трубопроводов, находящихся на ОПО или при строительстве ОПО
Технологические трубопроводы на ОПО по ГОСТ 32569 | Технологические трубопроводы на ОПО по СНИП | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
НЕ попадает под ФНП (в т.ч. горячая вода менее 115 градусов) |
подпадает под ФНП (пар, горячая вода выше 115 градусов) |
|||||
ТР ТС 032 | не подлежит ТР ТС | ТР ТС 032 | не подлежит ТР ТС | ТР ТС 032 | не подлежит ТР ТС | |
Оформление паспорта | по форме ГОСТ 32569 | по форме ГОСТ 32569 | или ГОСТ или ФНП | В соответствии с проектом | по форме ФНП | по форме ФНП |
Подтверждение соответствия | ДС/СС | ЭПБ в соответствии с ФЗ-116 | ДС/СС | ЭПБ в соответствии с ФЗ-116 | ДС/СС | ЭПБ в соответствии с ФЗ-116 |
- Требуется в соответствии с ФЗ-116 и Правил ОПВ (ссылки ниже) т.к. это строительная конструкция состоящая из опор, стоек, эстакад и тех. устройства трубопровода
- Если подпадает под ТР ТС 032 или Правил ОПВ, то однозначно нужен паспорт на основании требований этих документов.
- Форму паспорта определяют в соответствии с какими документами разрабатывался проект (что использовалось при проектировании.... можно по ГОСТ или по ФНП)
Выдержки из документов:
Стандарт устанавливает требования к проектированию, устройству, изготовлению, испытанию, монтажу, эксплуатации трубопроводов технологических стальных, предназначенных для транспортирования в пределах промышленных предприятий химической, нефтехимической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей и других смежных потенциально опасных отраслей промышленности газообразных, парообразных и жидких сред с расчетным давлением до 320 МПа включительно и вакуумом не ниже 665 Па (5 мм рт. ст.) при температуре среды от минус 196 °C до плюс 700 °C.
К трубопроводам технологическим относятся трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования, а также межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия.
Настоящие правила распространяются на производство и приемку работ по монтажу технологического оборудования и технологических трубопроводов (в дальнейшем - "оборудование" и "трубопроводы"), предназначенных для получения, переработки и транспортирования исходных, промежуточных и конечных продуктов при абсолютном давлении от 0,001 МПа (0,01 кгс/см 2) до 100 МПа вкл. (1000 кгс/см 2), а также трубопроводов для подачи теплоносителей, смазки и других веществ, необходимых для работы оборудования.
Правила должны соблюдаться всеми организациями и предприятиями, участвующими в проектировании и строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности до начала применения на опасном производственном объекте.
2. Правила устанавливают требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах (далее - ОПО):161. Для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011). Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации (документации на техническое перевооружение) и внесено в паспорт трубопроводов.
- а) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе образовываются паровоздушные, газовоздушные и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси;
- б) складов нефти и нефтепродуктов, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- в) тепло- и электроэнергетики, на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- г) магистрального трубопроводного транспорта (парки резервуарные магистрального продуктопровода, нефтепровода; площадки сливо-наливного терминала (эстакады)), на которых хранятся и транспортируются горючие вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- д) нефтегазодобывающего комплекса (участки предварительной подготовки нефти; парки резервуарные (промысловые)), на которых хранятся и транспортируются опасные вещества, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
467. Экспертиза промышленной безопасности оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013 и иными техническими регламентами, до начала его применения на ОПО должна включать в себя:
- а) анализ проектной (конструкторской), технической и технологической документации, содержащей информацию о назначении, конструкции и технических характеристиках оборудования, о примененных при его изготовлении материалах, об объеме, методах и результатах, проведенных при изготовлении неразрушающего и разрушающего контроля и испытаний оборудования;
- б) наружный и внутренний осмотр, визуальный и измерительный контроль оборудования и его элементов в целях определения их соответствия представленной документации;
- в) неразрушающий и при необходимости разрушающий контроль, проводимый с целью косвенного подтверждения результатов контроля, указанных в документации организации-изготовителя, выборочно в объеме, устанавливаемом экспертной организацией по результатам анализа представленной документации, осмотра и измерений. При проведении контроля должны использоваться методы из числа перечисленных в главе III настоящих ФНП и иные аналогичные примененным организацией-изготовителем методы, а также спектральный анализ металла основных элементов (при необходимости уточнения достоверности сведений о марке примененного материала);
- г) оценка достаточности и результатов расчетов оборудования иностранного производства применительно к используемым в Российской Федерации методам расчетов аналогичного оборудования и установленным в них запасам прочности с проведением поверочных расчетов (при необходимости);
- д) гидравлические или пневматические испытания пробным давлением, если данное испытание не было проведено организацией-изготовителем оборудования (отсутствуют сведения о его проведении) или значение пробного давления и (или) время выдержки под ним, принятые организацией-изготовителем, меньше соответствующих значений, предусмотренных в главе III настоящих ФНП;
- е) оценка соответствия оборудования требованиям нормативных документов по результатам проведенных в рамках экспертизы работ с определением возможности его безопасной эксплуатации при указанных в технической документации параметрах и условиях.
Письмо Ростехнадзора от 19.11.2021 № 14-00-07/2837 "О результатах рассмотрения обращения"
Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение по вопросу оценки соответствия технологических трубопроводов, входящих в состав объектов капитального строительства нефтеперерабатывающих заводов группы компании «ЛУКОЙЛ», поступившее в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, и сообщает.
При проектировании технологических трубопроводов химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств должно быть обеспечено соблюдение требований, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533 (далее - Правила), и ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах».
В соответствии с требованиями пункта 166 Правил монтаж технологического оборудования и трубопроводов должен производиться в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Оборудование и трубопроводы, материалы и комплектующие изделия не могут быть допущены к монтажу при отсутствии документов, подтверждающих качество их изготовления.
Основой формирования нормативной правовой базы в сфере технического регулирования на территории Российской Федерации в настоящее время является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор).
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза (технические регламенты Евразийского экономического союза), выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническими регламентами Евразийского экономического союза).
Приложением № 9 к Договору установлен Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с которым обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза.
Процедура идентификации продукции, то есть отнесение продукции к объектам технического регулирования технических регламентов Евразийского экономического союза, осуществляется при проектировании и изготовлении данной продукции в соответствии с идентификационными признаками и порядке, установленными техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Требования к зданиям и сооружениям любого назначения на всех этапах их жизненного цикла устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).
В соответствии с требованиями части 11 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 статьи 4 указанного федерального закона, указываются:
- застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
- лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.
Соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации является предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ю.Л. Нестеров